Лада Черкасова (ladolado) wrote,
Лада Черкасова
ladolado

Categories:

Гойные надгробия Севера

Встретилось описание фаллоподобных надгробий
старообрядческого кладбища в деревне Кучкас под Каргополем. 

В 1935 году писатель М.М. Пришвин писал:
«среди покосившихся или вовсе завалившихся беспризорных христианских крестов... новые памятники, разного рода коряги, лесные шишиги, колья, отесанные и неотесанные и просто палочки... Однако таких случайных палочек было сравнительно немного, почти на всех кольях были какие-то рубыши топором, означавшие “знамя” умершего: такие рубыши охотники ставят в лесу на деревьях у своих путиков, и у каждого охотника есть свое родовое “знамя”. ... Тут в человеках в один миг рассеялся туман христианской культуры; невеселый вид, однако, имели и эти показавшиеся из тумана “языческие” лесные коряги с охотничьими знаменами»
 (Пришвин М.М. Собрание сочинений, т.4. М., 1983, с.656-657)





В 1971 году по этой наводке кладбище обследовал знаток северного зодчества И. Н. Шургин из Москвы.
Он выделил намогильные столбы двух типов. Первый тип (лишь упомянем) - классические староверческие голбцы с двускатной кровелькой, под которой врезалась литая медная иконка или крест. Они ставились старообрядцами Архангельской и Олонецкой губерний тем покойным, которые вели достойную жизнь и тем самым “намолили” себе крест или иконку.

«Особый интерес вызвали столбы второго типа: именно они имели необычный вид и только на них в середине были вырублены замеченные М.М. Пришвиным “знамена”, а также буквы — возможно, инициалы погребенных. Эти столбы завершались не кровлей, а грубо вырубленными подобиями то пирамиды, то цилиндра, куба или восьмигранника со стесанными верхними и нижними ребрами (как бы “граненого шара”). Ниже размещались дополнительные элементы обработки в виде ряда кольцевых зарубов», — пишет И.Н. Шургин. Такие надгробия могли представлять как граненые столбы, так и цельные бревна.
По рассказам старожилов, «на кладбище столбами отмечены могилы тех покойников, которые при жизни себе креста не намолили».
Исследователь отмечает, что, по словам старожилов, на столбах начертана “пята огородная”, то есть метка, которую каждый хозяин вырубал на жердях своего участка ограды.

Как видим, Пришвин описал гораздо больший ассортимент некрестовых надгробий, чем Шургин спустя 45 лет. Где коряги? Где шишиги?
Хотела бы также отметить, что такие фаллоподобные надгробия весьма распространены у соседних коми, м.б. влияние. Но как греет душу!

Источник:
Шургин И.Н. Деревянные намогильные памятники кладбища деревни Кучкас на Верхней Пинеге // Каргополь. Историческое и культурное наследие. Сборник трудов. Каргополь, 1996, с. 174-190, рис. 1-5


 (Как ни стыдно признаться, цитирую по Чудинову - искала оригинал, но указанного издания нету даже в Ленинке:( Еще на эту тему у Шургина была статья в Живой Старине №3 за 1998г. Желаю знать, где сидит фазан! Кто имеет и может отсканить - будет бравый молодец.)  

Tags: исследования, надгробия, наследие быта (этнография)
Subscribe

  • лекция в СБ

    Сб 14 марта, Москва. Выступаю с лекцией в гостях у молодежного клуба "Код", посвященной национальной культуре как истоку "русского духа".…

  • Свежая передача: МАСЛЕНИЦА!

    Передача по обрядам и песням Масленицы! Горяченькая как блинок) Лада Черкасова. Масленица // ЛАДО-ЛАДО. Беседы о народном пении и миcтичеcкой…

  • "ТРИ ВИДА ЛЕНИ" - ТЕНЗИН ПАЛМО

    Оригинал взят у shakti_silence в "ТРИ ВИДА ЛЕНИ" ТЕНЗИН ПАЛМО. Оригинал взят у atraita в "ТРИ ВИДА…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments