?

Log in

No account? Create an account

Июль 18, 2012


Previous Entry Поделиться Next Entry
11:17 pm - Мистика голоса и пения в культуре славян

Спросили тут меня, стала отвечать и в итоге статейка вышла...

Статью разрешается копировать и цитировать
без внесения изменений,
с обязательным указанием автора и ссылкой на блог.

Голос в целом и пение в особенности наделяется в трад. культуре магической силой – продуцирующей и обережной. Человеческий голос – признак мира Яви, мира живого, а его противоположность, молчание – соотносится со смертью. Поэтому в обрядах соприкосновения с Иным миром голос (и конечно пение) часто табуируется (приглушенный разговор при покойнике и на поминках, запрет петь после заката, запрет на пение для людей в печали (период траура) и пр.). И наоборот, чтобы оградиться от иномирных сил или очиститься после общения с ними, требуется громко запеть (напр., при возвращении с похорон).
Связь понятий «пение­―жизнь» подкрепляется и тем, что полноценной способностью петь в народной культуре наделяются люди детородного возраста, дети и старики владеют голосом не в полной мере.

Голос (как и тень) – вместилище души и силы хозяина, его мощь – признак здоровья и воли человека (ср. суждение о жизнеспособности новорожденного по силе первого крика).




Здесь нужно упомянуть о понятии опоры – ключевой особенности народной манеры пения. Произнесение на опоре позволяет извлекать сильный, ровный и продолжительный звук при минимальных затратах воздуха и усилий – вы можете петь несколько часов, не уставая, что и делают народные исполнители. Но опора – не только положение тела, связок и мышц. Психологическое состояние также влияет на голос. Попробуйте громко запеть или прочесть стихи после того, как вас обидели, огорчили – вы обнаружите, что внутри всё сжалось и силы голоса нет, он дрожит и блекнет. Таким образом, опора – это «земля под ногами», в широком смысле. Кстати, сюда включается также душевный комфорт. Полноценно раскрыть голос, как и душу, мы можем только в соседстве близких людей, хорошо настроенных на нас. В народной культуре широко бытовало понятие о пении как «проверке совместимости» товарищей, о супружеском пении как высшем выражении семейного лада.

Излишне говорить об общеизвестной продуцирующей магии песен, это основное наполнение календарного и семейного песенных циклов. Помимо древного заклинательного содержания песен, сам звук голоса, будучи признаком жизненной силы, здоровья, передает эти качества растениям, скотине, людям.

Календарные обрядовые песни строго приурочены к своему времени в году, и петь их в иное время считается недопустимым, опасным, греховным. Даже для собирателей фольклора бабушки не делают исключения: «Хотите масленичных? Так приезжайте на Масленой, всё вам пропоем». Почему так? Календарная песня – плоть от плоти своего сезона, она родилась в те древние времена, когда люди были чутки и сонастроены с ритмами Природы, - поэтому такая песня мелодически, ритмически, фонетически передает вибрации, свойственные данной поре года.

Возьмем весенние заклички. После долгой зимы, нередко уносившей жизни селян, истощившей запасы, мы замечаем первые признаки приближения тепла. Мы истово торопим тепло, закликаем Солнце, Весну, перелетных птиц. Юное время – юные певцы. Молодежи больше всех не терпится хороводить, играть на улице, гулять в лугах допоздна. Девушки восходят на горки, где первые проталины. Выше, выше летите звонкие голоса, до самого Солнышка-вёдрышка, до самого Ирия докричитесь. Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим «Гу-у!». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц.

Теперь возьмем Купальские песни. Много-премного Солнца, долгий закат – почти до самого восхода. Долгие-предолгие звуки в концах строчек, эхом наползающие на новый запев, эхо порой длиною с целый куплет. Еще немного продлить это колдовское безумие, а  дальше – жатва, уж некогда будет папороть с любимым искать, да дивиться, как Солнышко на закате играет. «Дикие» интонации мелодии и текстов – отзвук разгульного буйства вегетативных сил, противостояние полов – противостояние стихий, Огня и Воды, с неизбежным плодотворным союзом в итоге.

здесь обе песни поздней весны - Троицкого цикла.

Календарная песня связана и взаимодействует с природным окружением: одни песни по завету дедов поются на закате, другие на возвышенностях, третьи при воде (акустика какая!) или даже «стоя по колено в воде» - ее тоже весной будить надо. Носители традиции умели слушать воздух: пропоют веснянку на мартовском морозце и слушают: звенит, али нет? Если звук глухой – значит, не пора еще, зима не скоро уйдет. А ежели звенит голос, далеко летит – то закликай шибче, Весна на пороге!

Песня также маркирует и сакрализует половозрастную структуру общества. Некоторые жанры закреплены за определенной статусной группой – так, девицы поют заклички, жатвенные песни – для замужних женщин, колядное «посевание» исполняют мальчики. И неспроста: именно данная стать в наибольшей мере проводит силы, необходимые для того или иного обряда. В фольклористике считается, что обрядовое пение как теперь, так и в древности, было примущественно женской сферой, мужские жанры обычно связаны с профессиональной деятельностью и др. необрядовыми вещами. Впрочем, есть летописные упоминания мужских похоронных плачей, есть немного и других примеров сугубо мужского обрядового пения.

Для нас, современных горожан, народная песня может стать духовной практикой, средством постижения мировоззрения наших предков – с одной стороны, и с другой стороны – способом сонастроиться с циклами живой Природы, участвовать в ее ежедневной и ежегодной мистерии рождения, умирания и возрождения.


Лада Черкасова, липень/июль 2012

Основной источник: Толстой Н.И., ред. Славянские древности: этнолингвистический словарь. В 5 томах. Т. 1 (М. Индрик, 1995), статья «Голос»; Т. 3 (М.: Индрик, 2004), статья «Пение».


П.С. Кому захотелось петь и слушать - есть у нас такой сборник: "Обрядовые песни ЛЕТНИХ праздников" http://ladolado.livejournal.com/65792.html
стоит 190 р, почтой можно получить. Кому нужно - пишите на ящик там указанный.
(также есть Зимний, Весенний и Свадебный сборники)



(27 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:nakleikina
Date:Июнь 28, 2012 10:26 pm
(Link)
Лада, благодарствую!Очень полезно мне сейчас!)

А Купальская ночь была уже?Мы переезжали и я все протюхала...?Одна женщина сказала, что 6=7июля будет.Но что то я не совсем верю...
Я вот про песенки у тебя хотела спросить...Какие сейчас поются.Где поискать.Я вот детям колыбельную на ночь пою, березку пою.Да так на распев.Хочется еще чего то...Я сейчас так с Природой близко, буквально с ней, в ней...Поэтому меня и пробивает петь, сила такая голоса...
[User Picture]
From:ladolado
Date:Июнь 29, 2012 10:27 am
(Link)
Хм, Купала это ведь солнцестояние, а оно в 20-х числах июня. На тех выходных отметили.
7 июля - сдвинутая православным календарем дата. Языческий традиционный праздник Купалу следует праздновать по Солнцу, православный день поминовения Иоанна предтечи - по церковному календарю.

=Я вот про песенки у тебя хотела спросить...Какие сейчас поются.
Сейчас поются: Купальские, покосные, жатвенные уже можно. Хороводные.
поискать можно по этим словам например ВКонтакте.
А есть у нас такой сборник - Обрядовые песни ЛЕТНИХ праздников "" http://ladolado.livejournal.com/65792.html
стоит 190 р, почтой можно получить. Если нужно - пишите на ящик там указанный
[User Picture]
From:nakleikina
Date:Июнь 30, 2012 07:11 am
(Link)
Лада, я в той ветке коммент написала.
Да забыла, а тексты песен к ним прилагаются?
И можно ли денежку на карту сбербанка перевести?
Спасибо!
[User Picture]
From:ladolado
Date:Июнь 30, 2012 09:33 am
(Link)
Текстов, увы, нету. Это была бы еще одна огромная работа - все эти 200 песен расшифровать и набрать. Но если что-то особо понравится - обращайся, помогу разобрать, у меня вроде ухо наслушано, к тому же, знаю где поискать подсказки))
Да ведь это только бабушки непонятны, а там есть и городские ансамбли, у которых произношение нашему уху ясно.
Из Родового круга вышел диск, посвященный песням Свадьбы. Таким образом, 4 диска всего.
На каротчку можно, давай дальше по ящику переписываться, уже личные сведения идут.
Напиши мне на ladolado@mail.ru напиши сразу свой адрес и индекс и я рассчитаю почтовые расходы.
[User Picture]
From:livejournal
Date:Июнь 29, 2012 05:25 am

Мистика голоса и пения в культуре славян

(Link)
Пользователь sansana_ya сослался на вашу запись в «Мистика голоса и пения в культуре славян» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мистика голоса и пения в культуре славян [...]
[User Picture]
From:vedlife
Date:Июнь 29, 2012 05:46 am
(Link)
Спасибо, очень и очень интересно!
[User Picture]
From:marta_nn
Date:Июнь 29, 2012 06:43 am
(Link)
совершенно случайно вышла на Ваш ЖЖ, очаровалась и задружила :)

а Вы в фольклорном коллективе петь начинали или самостоятельно?
[User Picture]
From:ladolado
Date:Июнь 29, 2012 10:43 am
(Link)
наверное, сама. В коллектив идешь, потому что уже поешь и хочешь. Но первые коллективы у меня были довольно лубочные, и моей страсти к древнему фольклору не удовлетворяли.
[User Picture]
From:marta_nn
Date:Июнь 29, 2012 10:49 am
(Link)
> В коллектив идешь, потому что уже поешь и хочешь.

к счастью, не всегда :) а то я бы так и не начала петь - в 29 лет и без муз.образования хоть какого-то уже поздновато начинать с муз.школы.

а сейчас, если не секрет, где-то занимаетесь?
[User Picture]
From:ladolado
Date:Июнь 29, 2012 01:21 pm
(Link)
хм, что касается народного пения - то там музыкального образования не требуется, на то оно и НАРОДНОЕ. Оно конечно удобно, когда умеешь ноты прочесть и знаешь, что такое квинта, но бабушки вот деревенские (хитовые!) без этого обходятся уже сколько веков))
[User Picture]
From:marta_nn
Date:Июнь 30, 2012 01:35 pm
(Link)
я уже в курсе сейчас, что не требуется :) но попервоначалу страшновато было - без навыков-то.
[User Picture]
From:ladolado
Date:Июнь 29, 2012 01:24 pm
(Link)
=а сейчас, если не секрет, где-то занимаетесь?
сейчас я в декретном отпуске с малышом, в город пока не выезжаю. Насущным можно назвать ансамбль Белояр, и еще есть просто дружеский женский круг, с которым мы обрядим и поем обрядовое, соответственно.)

а вы с пением какими гранями соприкасаетесь?
[User Picture]
From:marta_nn
Date:Июнь 30, 2012 01:42 pm
(Link)
сначала (лет с 10-12 назад) мне в руки попала "Тропа" андреевская, я просто зависла там на описании народного пения и всяческих его эффектов, если так можно выразиться.
а потом возникла возможность пойти заниматься вот сюда http://vk.com/club18608955 (это Нижний Новгород), там нынче и пребываю.

и до сих пор "восторг неофита" не прошел :)
[User Picture]
From:ladolado
Date:Июнь 30, 2012 07:26 pm
(Link)
Петь фольклор своего региона - это круто и душеполезно))
Москва может только завидовать
[User Picture]
From:livejournal
Date:Июнь 29, 2012 08:53 am

Мистика голоса и пения в культуре славян

(Link)
Пользователь ishu_sam_seba сослался на вашу запись в «Мистика голоса и пения в культуре славян» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мистика голоса и пения в культуре славян [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:Июль 24, 2012 06:33 pm

Новая статья Лады о народном пении

(Link)
Пользователь veleslav13 сослался на вашу запись в «Новая статья Лады о народном пении» в контексте: [...] ка голоса и пения в культуре славян": http://ladolado.livejournal.com/116761.html#comments [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:Июль 24, 2012 07:01 pm

Мистика голоса и пения в культуре славян

(Link)
Пользователь wolk28 сослался на вашу запись в «Мистика голоса и пения в культуре славян» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мистика голоса и пения в культуре славян [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:Июль 24, 2012 09:30 pm

Мистика голоса и пения в культуре славян

(Link)
Пользователь wolk28 сослался на вашу запись в «Мистика голоса и пения в культуре славян» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мистика голоса и пения в культуре славян [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:Август 22, 2012 06:29 pm

Мистика голоса и пения в культуре славян

(Link)
Пользователь vsevolod30 сослался на вашу запись в «Мистика голоса и пения в культуре славян» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мистика голоса и пения в культуре славян [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:Сентябрь 5, 2012 06:53 am

Голос, как и тень-вместилище души и силы хозяина. О пени

(Link)
Пользователь moj_golos сослался на вашу запись в «Голос, как и тень-вместилище души и силы хозяина. О пении русов» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мистика голоса и пения в культуре славян [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:Сентябрь 5, 2012 08:19 am

Голос, как отражение души и силы хозяина

(Link)
Пользователь salenta сослался на вашу запись в «Голос, как отражение души и силы хозяина» в контексте: [...] нал взят у в Мистика голоса и пения в культуре славян [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:Сентябрь 24, 2012 10:07 pm

Мистика голоса и пения в культуре славян

(Link)
Пользователь oubb сослался на вашу запись в «Мистика голоса и пения в культуре славян» в контексте: [...] Оригинал взят ув Мистика голоса и пения в культуре славян [...]
[User Picture]
From:become_a_woman
Date:Октябрь 9, 2012 03:15 am
(Link)
Этим летом я была на фестивале. Приехали мы когда уже темнело, поставили палатку и легли спать. И там вот на весь фестиваль до 12 ночи пели народные песни. Причем такие что транс на лицо, у меня видения пошли с славянскими символами, на границе сна и бодрствования. Причем непривычные такие и весьма неприятные. Но я поняла что знакомлюсь с чем-то из мира предков. С чем-то пугающим, но хранящим в себе силу. И вот с того момента то меня и поперло на славянские традиции.
Я не знаю что там за грудастая девочка в белой простыне пела. Но как-то именно эти песни очень тогда не подошли. Болела голова весь день, тяжесть. Мы на следующий день уехали с фестиваля.
После прослушивания лекции многое становится на свои места.
[User Picture]
From:ladolado
Date:Октябрь 10, 2012 07:50 pm
(Link)
Не Купала ли это была?))
Оно конечно, если древняя сила воздействет на человека, который не был готов и настроен на то - едва ли что-то благое выйдет. Например, едешь ты в метро, а тебе какая-нибудь тетка плюясь и дыша в лицо станет молитвы читать. Неуместно и раздражает. Хотя сама по себе молитва может доставить совсем другие чувства...
Однако привет от народной песни ты летом получила, и я гляжу, он аукается))
[User Picture]
From:become_a_woman
Date:Октябрь 10, 2012 10:10 pm
(Link)
Я ни чего не понимаю в песнях, конечно же. Но по моим ощущениям только солнцестояние сюда и просится. Но было это числа 20 июля, а не июня.
Еще как аоумкоется-аукоется.
From:ПроСВЕТ видео
Date:Ноябрь 4, 2014 05:48 am

без внесения изменений

(Link)
Статью разрешается копировать и цитировать без внесения изменений,
с обязательным указанием автора и ссылкой на блог.


Лада, доброго здравия.

Читаю вот здесь публикацию "Мистика голоса и пения в культуре славян"
http://www.optina-pustin.info/753-mistika-golosa-i-peniya-v-kulture-slavyan.html и такой "раздрай" ощущаю..пробил название в поисковике, вышел на ваш блог, прочитал оригинал и все стало на свои места.

Благодарю, Лада..

Василий.
[User Picture]
From:ladolado
Date:Февраль 3, 2015 09:32 pm

Re: без внесения изменений

(Link)
Очень забавное передергивание моей работы, как водится, без ссылок конечно.))

Edited at 2015-02-03 21:33 (UTC)
Мистика голоса и пения в культуре славян - Ива песен

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Книжная лавка "Велесова Круга"


> Go to Top
LiveJournal.com